Труд – это мощный воспитательный рычаг

Православные священнослужители о предложении министра образования Ольги Васильевой вернуть уборку учащимися школьных помещений

0
396
Время на чтение 6 минут
Как сообщалось, министр образования Ольга Васильева на заседании комитета СФ по науке, образованию и культуре заявила, что в систему образования необходимо вернуть уборку школьных помещений, чтобы прекратить воспитывать потребителей. Васильева полагает, что необходимо вернуть также сельские бригады, которые ранее работали в сельских школах, а также отправлять школьников трудиться на приусадебных участках и убирать школьные помещения.

«Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — пояснила Васильева.

О том же она говорила на форуме учителей русского языка и литературы в Волгограде: «Нужно возвращать общественно-полезный труд, и он не должен сводиться только к электронным формам. Человек, выходящий из школы, должен быть не только духовно и интеллектуально наполненной личностью, но и уметь что-то делать руками, быть готовым к трудной реальной жизни и уметь хотя бы просто забить гвоздь. Виртуальная реальность не заменит приготовления пищи, утюжка, молотка. Принтер 3D ничего за нас не сделает».

Regions.Ru попросили священнослужителей прокомментировать предложение Васильевой.
Протоиерей Константин Головатский, священник храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте, глава Православного молодёжного клуба «Встреча», председатель Отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии, считает, что это разумное предложение.

«Неправильно, когда учитель - только наемный работник, который выполняет определенные функции. Школа должна воспитывать личность, именно там закладываются межличностные отношения: между учениками, между учителем и учеником… Труд, я думаю, сыграет здесь положительную роль. Часто детей не учат элементарному: убрать за собой, навести порядок в доме. Если школа будет давать такие навыки, очень хорошо – это поможет родителям в воспитании детей. Думаю, в большинстве школ должны быть поставлены определенные задачи, подразумевающие трудовое воспитание. Однако могут быть исключения, чтобы человек имел возможность выбрать (кто-то, быть может, хочет воспитывать своих детей иначе)», – заключил священник.
Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, отметил, что уборка своего класса, работа на приусадебных участках – все это, безусловно, будет полезно детям при условии совместного труда.

«Учитель не должен делить класс на «любимчиков» и нет. Если уж работать, то всем. И, конечно, подходить к этому нужно разумно – к примеру, не посылать ребенка в снег или дождь на улицу. Труд - это хорошо. Ребенок приучается нести ответственность за свои действия. Он понимает, что если вчера намусорил или испортил что-то, завтра сам будет убирать за собой. Дети осознают, что состояние окружающей среды во многом зависит от них самих. Мне кажется, им это будет полезно», - подчеркнул он.
Священник Филипп Ильяшенко, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент, отметил, что трудовое воспитание практиковалось в любом нормальном обществе.

«Возможно, внимание к этому предмету в советское время его дискредитировало. Более гармоничным представляется опыт дореволюционной России, хотя мы должны понимать: за сто лет многое изменилось, и возможности, которые были у человека, семьи, школы в XIX веке и есть сейчас, разные. Тем не менее, очевидно – сто лет назад труд был важнейшей составляющей воспитания. В то время к нему приучали всех без исключения, и наши предки умели гораздо больше, нежели сейчас», - продолжил он.

«В некотором смысле сегодняшние люди, особенно горожане, беспомощны: к бытовому труду они не приучены и делать ничего не могут, даже если захотят - я, прежде всего, говорю о самом себе. А вот мой отец умеет делать все своими руками. Конечно, возвращение к этой идее можно приветствовать - но не в ее "совковом", все уродующем, насквозь фальшивом варианте. Советская эпоха при вроде бы стремлении к труду отучила людей работать, уничтожила в них понятие греха. То, что происходит в глубинке, яркое тому подтверждение: сельское хозяйство у нас уничтожено полностью, и когда оно будет восстановлено, неизвестно», - добавил священник.

«Поэтому, я думаю, это правильное начинание. Понятно, что от благих идей до их воплощения путь долгий, и все испортить очень легко. Поэтому хочется пожелать Ольге Юрьевне Васильевой всяческих успехов. И еще не могу не сказать вот о чем: чтобы не вырастить потребителей, нам необходимо не только трудовое, но и духовное воспитание», - заключил о. Филипп.
Протоиерей Георгий Кожеватов, клирик кафедрального собора св. вмч. и Победоносца Георгия в Орске, отметил, что тепло вспоминает время, когда он с классом работал в поле.

«Конечно, школьникам нужно трудиться, но и учителям тоже. Взрослым нельзя оставлять детей без присмотра. Иначе будут работать только ответственные дети - или, хуже того, начнется "дедовщина". У нас практикуется совместный труд, - и это, я считаю, правильно. Когда в семье один-два ребенка, родители, как правило, все делают за них. Мы себе такого позволить не можем: попробуй-ка убери за одиннадцатью детьми или приготовь на всех пищу. Нас сама жизнь заставляет заниматься совместным трудом. А трудности не только чему-то учат, но и сплачивают людей», - продолжил он.

«Совместный труд научит детей помогать друг другу. Они поймут: если увильнет кто-то один, его работу придется выполнять остальным. Я знаком с молодым человеком, который трудился с ранних лет. Как он сам говорит, "всю жизнь провел в сарае". Его знакомые удивляются, где он всему научился - а у него просто было трудное детство, ему приходилось много работать. Зато сейчас это очень помогает в жизни», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил, что общественно полезный труд в школах никто не отменял, и сейчас существует уборка классов и пришкольных территорий.

«В нашей школе дети классы убирают, мы проводим генеральные уборки, и никому в голову не приходило, что эта практика отменена. Так что все зависит от традиций школы. Есть другой нюанс: администрация должна спрашивать разрешение родителей, не возражают ли они против участия их ребенка в уборке. А при нынешнем крючкотворстве и желании всячески придерживаться духа закона такого рода действия дополняются огромным количеством бумаг – согласований, разрешений – все это затрудняет реальную работу», - добавил он.

«А сама практика верная, ее надо возрождать и делать обязательной. Тут еще логично поднять вопрос о возвращении уроков труда, который был и у мальчиков, и у девочек, когда они учились делать руками поделки и работать на станках. Может и неактуально сегодня многое, но подстроить под современные потребности можно, ведь мелкий ремонт нужен всегда. И, в конце концов, странно, если мужчина не умеет забить гвоздь и собрать мебель из "Икеа". Другое дело, что школам понадобится материальная база, но возрождение труда как части учебного плана пойдет только на пользу современному поколению, которое не прилагает никаких усилий к труду, а только сидит перед экраном монитора», - заключил священник.
Иерей Иоанн Воробьев, клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам.директора по воспитательной работе Православной Свято-Петровской школы, отметил, что трудовое воспитание и труд вообще давным-давно известны как очень мощный воспитательный рычаг.

«К сожалению, современное общество – это общество потребления, и уровень жизни, который мы всеми силами пытаемся поднять, диктует нам расслабленность. Дети умеют только деньги считать, они разучились работать, что-либо делать по хозяйству или своими руками. Все это должно идти как раз из семьи и школы. Единственное, боюсь, что одними уборками в кабинетах такое воспитание не вернешь. Надеюсь, за словами министра кроется какая-то концепция. В первую очередь надо менять отношение в головах родителей, преподавателей и администрации школ. Нужно мудро это организовать, чтобы не возникало разговоров, мол, мой папа вам заплатит и здесь уберут гораздо лучше», - подчеркнул священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Кому и зачем понадобилась истерика вокруг Ивана Ильина
Новый комментарий от Константин В.
06.05.2024 16:20
Жизнь жительствует
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
06.05.2024 15:29
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от светлый
06.05.2024 14:03